В результате анализа трудовых отношений между Открытым акционерным обществом оптовой торговли металлопродукцией «Завод 1» и его работниками, следует констатировать наличие ряда нарушений действующих нормативных актов Российской Федерации, а именно:
- Трудовые договоры с работниками Компании заключаются по Типовой форме Приложения к Приказу Государственного таможенного комитета России от 28.12.99 N 9у0, которую нельзя назвать идеальной, так как она разработана, во-первых, в 1999 году (то есть до вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации), в связи с чем не содержит всех необходимых с точки зрения законодательства положений, и, во-вторых, применяется для целей заключения трудовых договоров с работниками таможенных органов.
В частности, трудовые договоры с работниками Компании не содержат таких обязательных положений, как:
- место работы (с указанием структурного подразделения);
- характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В связи с тем, что Трудовой кодекс Российской Федерации относит эти положения к категории существенных, представляется, что трудовой договор, заключенный при их отсутствии, будет считаться недействительным, что, однако, не влечет прекращения трудовых отношений (абзац девятый ст. 16 ТК РФ – фактическое допущение к работе), но является нарушением трудового законодательства Российской Федерации.
В связи с этим возникает риск административного преследования Компании, по ст. 5.2х Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление
Срочные трудовые договоры, согласно ст. 5х Трудового кодекса Российской Федерации, должны содержать указание на обстоятельство (причину), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора. Срочные трудовые договоры Компании такого указания не имеют (напр. Трудовой договор от 19.0х.2007 с Чучкиным Р.Р., принятым на должность Слесаря-электрика 5 разряда).
Заключение срочных трудовых договоров с работниками без достаточных на то оснований, а также при наличии таких оснований, но без их указания в трудовом договоре является нарушением п. 4.5 Коллективного договора ОАО «Завод 1» и трудового законодательства Российской Федерации.
В связи с этим возникает риск административного преследования Компании, по ст. 5.2х Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последствия которого описаны выше.
- Штатное расписание ОАО «Завод 1» не соответствует форме Т-у Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», так как не содержит ряда реквизитов, включая коды по ОКУД, ОКПО, а также некоторые столбы таблицы. Однако, несмотря на это, несоответствие формы документа не является нарушением трудового законодательства, так как Постановление Госкомстата не является источником трудового права. Каких-либо санкций за подобное нарушение законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
- Штатное расписание ОАО «Завод 1» предусматривает в своем составе такую позицию, «Помощник пчеловода», которому устанавливается оклад с учетом надбавки, исчисленной с учетом районного коэффициента, в размере 402,50 рублей. При этом штатная единица принимается на работу по совместительству с коэффициентом 0,5, то есть работа по совместительству составляет 50 процентов от нормы рабочего времени (20 часов в неделю). Таким образом, оклад полной штатной единицы на этой должности составил бы 805 рублей, то есть заработная плата работника составляет значение, меньшее установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» предела в 1100 рублей. Следует отметить, что минимальный размер оплаты труда в 1100 рублей установлен с 1 мая 2007 года на основании ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ (до этого с 1 сентября 2005 г. действовал предел в 800 рублей). В связи с тем что Штатное расписание Компании было утверждено 1 января 2007 года, то на момент его принятия нарушений в этой части не имелось. Однако после 1 мая 2007 года в документ необходимо было внести изменения, что не было сделано.