Зачем нужна эта процедура

Оценка выгод и обязательств предполагаемой сделки проводится путем анализа всех аспектов прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего приобретаемого бизнеса и выявление любых возможных рисков. Отсутствие должной проверки может явиться причиной плохих финансовых результатов после смены собственника, причиной судебных исков, налоговых и финансовых проверок и других более неприятных последствий. Известно, что уменьшение благосостояния компаний, приобретших бизнес, частые судебные иски в их отношении — это неадекватно проведенная процедура «дью дилидженс».

Процедура дью дилидженс начинается с момента, когда покупатель только начинает планировать возможную покупку (поглощение) объекта инвестирования. Начинается изучение деятельности компании, поиск любой информации о компании, как правило, через официальные источники (Интернет-сайты, публикации в прессе). Поиск, отслеживание и анализ информации проводится с целью выяснения стоимости компании и интереса в ее приобретении.

Продолжительность процедуры дью дилидженс занимает от нескольких недель до года в зависимости от структуры и размера бизнеса.

Издержки, связанные с наймом оценщиков, юристов, аудиторов, финансовых аналитиков и других специалистов, ни в коем случае не должны явиться причиной отказа в качественном проведении «дью дилидженс», так как подобная экономия может привести к потере более крупных ресурсов.

Таким образом, цель процедуры дью дилидженс — избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые), в частности:

  • риск приобретения предприятия (пакета акций) по завышенной стоимости;
  • риск неисполнения обязательств предприятием-должником;
  • риск утраты имущества, денег;
  • риск причинения вреда (убытков), в т.ч. нематериальным активам, например, деловой репутации;
  • риск инициирования судебных тяжб и их неблагоприятных последствий;
  • риск наложения ареста на имущество или применения иных обеспечительных мер;
  • риск признания сделки недействительной;
  • риск наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);
  • риск привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности;
  • риск возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение, судебные тяжбы);
  • риск утраты интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.);
  • политические риски и риск потери административных ресурсов (изменение законодательства, смена должностного лица, от которых зависел успех или стабильность соответствующего проекта, уголовное преследование);
  • риск недобросовестных действий конкурентов (сговор с контрагентами, инициирование «заказных» налоговых, оперативных проверок, ценовая политика, лоббирование интересов и т.д.);
  • риск неполучения или потери соответствующих разрешений, лицензий, согласований и т.д., от которых зависит проект, сделка и т.д.

В объективном и компетентном проведении этих процедур заинтересованы обе стороны: как инвестор (покупатель), так и сторона, привлекающая инвестиции (продавец).

Что делают аналитики

Задача процедуры Дью дилидженс — формирование независимого объективного представления:

  • О рыночной стоимости акций объекта инвестирования (ОИ);
  • О реальном финансовом состоянии ОИ;
  • О рисках, которые могут ухудшить финансовое состояние ОИ.

Проведение независимой оценки положения дел — необходимая процедура при смене собственника объекта, поскольку она позволяет установить определенное доверие между сторонами по сделке, опираясь на выводы и рекомендации экспертов, найти необходимые компромиссы для преодоления возможного конфликта интересов.

В процессе проведения процедуры дью дилидженс принимаются во внимание как количественные показатели и финансовые данные, так и качественные показатели: оценка существующего менеджмента, внутренних процессов и процедур, стоимости лицензий, месторасположение и права на объекты недвижимости.

В процессе проведения Due Diligence, как правило, выполняются работы, которые можно разбить на три взаимосвязанные части:

  • оценка стоимости пакета акций (стоимости имущественного комплекса, стоимости бизнеса).
  • оценка системы бухгалтерского учета и достоверности отчетности и финансовый анализ; оценка налоговых рисков;
  • юридическая оценка рисков из обязательств и совершенных сделок.
  • При этом оценщики, аудиторы и юристы работают в тесном взаимодействии, поскольку полная информация по сделке порой может быть дана только совместными усилиями.