5. Рекомендации

При построении нового производства стоит уделить внимание приказу Министерства регионального развития РФ от 30 мая 2018 г. № 262 о «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года». В частности, обратить внимание на то, что государство намерено выделить средства на поддержку строительства и технического оснащения новых производств строительных материалов.

Для повышения конкурентоспособности плитки отечественного производства стоит обратить внимание на ее внешнюю привлекательность, т.к. все чаще потребители производят замену плитки не в силу ее износа, а по эстетическим соображениям.

Также производителям важно работать над маркетингом и рекламой своей продукции, так как зачастую предпочтение иностранных производителей продиктовано соображениями престижа, а не реальными показателями качества.

Стоит обратить внимание на рынок фасадной плитки, т.к. доля его растет и этот рынок формируется, поэтому важно занять на нем прочные позиции по качеству и престижу.

При планировании сбыта стоит учитывать тот факт, что керамическая плитка не носит выраженный региональный характер, и перевозка на расстояние более 450-500 км является рентабельной, что позволяет организовывать сбыт на удалении от производства.

Снижение таможенных ставок не только увеличивает конкуренцию на территории РФ, но дает возможность российским производителям увеличить объемы экспорта, в том числе и в западные страны. Однако в этом случае необходимо уделять внимание качеству и привлекательности продукта.

При планировании производства и сбыта в качестве ориентира использовать следующие рекомендации:

  1. Методология расчета рекомендуемого объема производства:
    • При выводе на рынок новой марки изделий необходимо учитывать уже существующую плотность конкуренции и неизвестность собственной марки. При данных условиях максимально возможная мощность производства завода в начале функционирования не должна превышать объемы роста рынка (5-9%) и доли заводов-лидеров, иначе возможно затоваривание.
    • Анализ производства лидеров отрасли показывает, что доля одного завода составляет около 6 — 8,5% рынка. Что в натуральном выражении составляет от 11 до 11,4 млн. кв. м.
    • По прогнозам рост рынка в ближайшие 3-5 лет стабилизируется на уровне 5-9% что составляет около 10 — 15 млн. кв.м. в год.
    • Следовательно, объем производства не должен превышать на начальных этапах 10 млн.кв.м. в год. Возможно создание запаса производственных мощностей на уровне 15-20 млн. кв.м. в год.
  2. Структура сбыта:
    • Структура предполагаемого сбыта в целом может повторять структуру рынка (соотношение экспорт/внутренний рынок), а также территориальное распределение.
    • Для рынка керамической плитки это соотношение 15-20% экспорта и 80-85% продаж на внутреннем рынке. Однако соотношение может меняться в сторону увеличения экспорта в случае высокой конкуренции на внутреннем рынке.
    • Что касается российского рынка, то на этапе развития имеет смысл отдать предпочтение выходу на рынок Москвы и Московской области (хотя бы небольшой частью) для повышения узнаваемости бренда, а также близлежащим регионам (в силу территориальной доступности и экономии на развитии логистической сети). Учитывая то, что на территории Оренбургской области и Тюменской области нет своего сколько бы то ни было значимого производства, имеет смысл начинать сбыт оттуда.
  3. Цвета и марки/модели продукции в силу широкого разнообразия ассортимента керамической плитки имеет смысл проектировать совместно с дизайнерами. Предпочтения потребителей конкретных регионов целесообразно выявлять с помощью проведения специальных интервью и опросов, по завершению этапа выбора основного производства.
  4. Ценовую политику по каждой категории плитки на начальном этапе продаж целесообразно выстраивать исходя из средних цен в данном регионе на текущий период времени, но не выше цен конкурентов, а также из выбранного ценового сегмента (эконом, средние, премиум). В качестве начального ценового сегмента рекомендуется выбирать эконом-сегмент в силу его доступности для регионального потребителя.