2. Анализ внутреннего рынка керамической плитки

  1. Емкость рынка

    Мы выделили емкость рынка как наиболее важный показатель для данного исследования, исходя из того, что на этапе выбора потенциальных отраслей производства понимание потенциального спроса в той или иной области играет крайне важную роль.

    В данном исследовании определялась потенциальная емкость рынка керамической плитки РФ. Расчет производился двумя способами:

    1. На основе данных о производстве, импорте и экспорте — реальная емкость рынка за год.

      Таблица 7. Реальная емкость рынка керамической плитки, 2014-2018гг. млн.кв.м.

      (Таблица)

      В соответствии с текущими тенденциями строительного рынка рост рынка керамической плитки составит не более 5-9% или 220-227 млн.кв.м. в натуральном выражении.

      Таблица 8. прогноз реальной емкости рынка на 2017-2015гг., млн.кв.м.

      (Таблица)

    2. на основе среднестатистических норм потребления керамической плитки — максимальная (потенциальная) без учета использования товаров-заменителей.

      При расчетах использованы следующие допущения:

      Таблица 9. Допущения при расчете потенциальной емкости рынка керамической плитки

      (Таблица)

      При расчете потенциальной емкости рынка керамической плитки не учитывалась доля товаров-заменителей.

      Таблица 10. Товары-заменители различных видов керамической плитки

      (Таблица)

      При условии, что объем потребления плитки на 40% приходится на коммерческую недвижимость, а на 60% на жилую (из которой большая часть, около 70-80% приходится на повторную замену при ремонтах), то максимальный рынок керамической плитки составляет 420млн.кв.м. на все население РФ.

      С учетом текущей реальной емкости рынка, рынок керамической плитки РФ еще далек от насыщения. Но на рост общей емкости данного рынка решающее влияние оказывают два фактора: рост покупательной способности граждан и рост объемов жилого и коммерческого строительства.

  2. Общая динамика и структура рынка
    1. Динамика рынка строительства в целом

      Оценивая динамику рынка керамической плитки необходимо учитывать ситуацию на строительном рынке в целом и, в первую очередь, в сегменте жилого строительства.

      С начала 2010-х годов рынок жилого строительства неуклонно растет, сохраняя средний рост на уровне 6% (Рис.2). С 2012г. по 2016г. объемы строительства жилых домов ежегодно увеличивались. В 2014г. было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом, в 2014г. падение объемов строительства жилья продолжилось. В 2017г. объемы строительства жилых домов увеличились (на 6,6% больше по сравнению с 2010г.). Подобная динамика наблюдается и на рынке керамической плитки.

      Рисунок 2. Динамика ввода в действие жилых домов

      (Рисунок)

    2. Динамика и структура рынка в разрезе производства и потребления глазурованной и неглазурованной плитки.

      Говоря о динамике производства керамической плитки в РФ, в первую очередь следует отметить постоянный рост производства глазурованной облицовочной плитки.

      В начале 90-х годов производство керамической плитки для полов обычно включало 50% глазурованной и 50% неглазурованной плитки. С течением лет это соотношение стало меняться в сторону увеличения доли глазурованной плитки, и в настоящее время может быть оценено как 55:45. Так, в 2010 году в объеме потребления керамической продукции — 57% пришлось на глазурованную керамическую плитку, 4% — неглазурованную керамическая плитка и 39% керамический гранит (преимущественно весь выпускающийся неглазурованным).

      Что касается облицовочной плитки для внутренней и внешней (фасадной) отделки, соотношение глазурованной и неглазурованной плитки составляет 90:10. Это связано, в первую очередь, с использованием облицовочной плитки в условиях перепада температур и влажности (ванные, кухни, внешняя облицовка) и, соответственно, необходимостью в дополнительной защите плитки от влаги.

    3. Динамика рынка в разрезе производства и потребления напольной и облицовочной плитки.

      Рассматривая динамику развития производства различных видов плитки по годам можно отметить следующее:

      • Рынок керамической плитки РФ в целом на данный момент направлен на рост и развитие в силу роста строительства, как жилого, так и коммерческого;
      • Спад общих объемов потребления и производства в связи с экономическим кризисом 2014-2017 гг. можно считать пройденным, не смотря на то, что объемы жилищного строительства еще не полностью вернулись на докризисный уровень.
      • Объем производства фасадной плитки, находясь, на низком уровне в целом (не более 3% от общего) в 2016-2017 годах начал набирать обороты. Это может быть связано со стабилизацией и увеличением объемов централизованного жилищного строительства и, как следствие увеличение потребности в плитке домостроительных комбинатов; во-вторых, снижается использование товаров-заменителей, таких как сайдинг и т.п., в пользу увеличения использования фасадной плитки

      Рисунок 3. Динамика производства плитки по видам

      (Рисунок)

    4. Динамика цен на плитку

      Ниже представлена динамика средних цены производителей на плитку для внутренней отделки и напольную плитку в 2010-2018гг., а также среднегодовые цены на данные виды плитки по регионам.

      Рисунок 4. Средние цены производителей на плитку для внутренней облицовки, руб/кв.м.

      (Рисунок)

      Внутригодовая динамика цен на облицовочную плитку за 2010-2018гг. в целом схожа, хотя расхождения по одному и тому же месяцу в 2010 и 2018 находились в диапазоне от 2 до 10руб., что достаточно существенно. От ярковыраженного снижения в начале года с пиком в конце весны перед началом активного строительного и ремонтного сезона и стабильным средним уровнем цен до конца года. Что касается структуры цен по регионам, то особенно сильно на фоне остальных в 2010 году выделялся Приволжский федеральный округ — там среднегодовая стоимость плитки для внутренней облицовки была выше средней по стране более чем на 20%, а в 2018 на те же 20% поднялась среднегодовая цена в Уральском федеральном округе. Средняя цена по году для всей страны была значительно выше значения за предыдущий год — на 4р.80к.

      Рисунок 5. Средние цены на плитку для внутренней облицовки по регионам, руб/кв.м.

      (Рисунок)

      Рисунок 6. Средние цены производителей на напольную плитку, руб/кв.м.

      (Рисунок)

      Что касается напольной плитки, то динамика по году здесь гораздо стабильнее у облицовочной, но значения по месяцам разбросаны в широком диапазоне. Так, если в апреле 2010 средняя стоимость за кв.м. плитки составляла почти 140руб., то в апреле 2018 эта цифра достигла 172 руб., т.е. на 22% выше. Однако надо отметить, что средняя цена и на напольную и на облицовочную плитку в конце 2018 была ниже, чем в 2010. Что касается структуры цен по регионам, то для напольной плитки наблюдается схожая ситуация, что и для облицовочной. В 2010 году сильное повышение цен наблюдалось в Приволжском округе (но также и в Центральном), а в 2018 — в Уральском. Средняя цена по году для всей страны была выше значения за предыдущий год всего на 16 коп. за кв.м.

      Рисунок 7. Средние цены производителей на напольную плитку по регионам, руб/кв.м.

      (Рисунок)

      Что касается текущего года, то по данным Федеральной государственной службы статистики, а также собранным прайс-листам производителей, цена 1 кв. м облицовочного материала для внутренних стен в июне составила 168 рубль. Плитка для пола стоит дороже – около 175 рублей за 1 кв. м. Однако еще в марте этого года цены на плитку составляли 166 и 167 рублей соответственно. Это объясняется тем, что за последние месяцы был отмечен резкий скачок цен на основные строительные материалы, в том числе керамическую плитку. По разным оценкам, стоимость продукции выросла от 10 до 30%.

      Рисунок 8. Динамика цен январь-июнь 2017гг., руб.кв.м.

      (Рисунок)

      В целом можно отметить, что цены на плитку не сильно подвержены сезонным колебаниям, что в совокупности с устойчивостью плитки к хранению (в отличии от цветов, например) снижает риски потерь в случаях кратковременных снижений спроса.

      Также стоит отметить следующий факт. Рынки основных видов строительных материалов в Российской Федерации носят выраженный региональный характер, что обусловлено низкой стоимостью единицы веса таких основных видов строительных материалов, как цемент, щебень, гравий и песок. Перевозка указанных строительных материалов на расстояние более 450-500 км является нерентабельной. Однако исключением являются перевозки таких высокотехнологичных видов строительных материалов, как высококачественное листовое стекло, керамические изделия. Это означает, что сбыт керамической плитки может быть организован и на удаленном расстоянии от производства без снижения рентабельности.

      Что касается цен на плитку в Оренбургской и соседних областях, то в 2010-2018 гг. Они выглядели следующим образом:

      Таблица 11. Средние розничные и оптовые цены на плитку в Оренбургской и соседних областях, руб./кв.м. 2010-2018гг

      (Таблица)

  3. Сегментация рынка

    Для сегментирования рынка керамической плитки можно применять ряд признаков.

    1. Сегментация по типу строительства

      Плитка, применяемая для отделки частных жилых помещений, и плитка, применяемая для строительства и реконструкции объектов деловой и торговой сферы.

      Плитка для отделки коммерческих помещений составляет примерно треть от всего рынка плитки. Скорее всего, такое процентное отношение сохранится еще на долго. Хотя увеличивается рост строительства офисных и торговых помещений и возвращается на докризисный уровень, но его объемы не смогут превысить объем строительства жилья (рис.4).

      Рисунок 9. Объемы строительства жилой и коммерческой недвижимости и динамика их соотношения по годам

      (Рисунок)

    2. Сегментация рынка керамической плитки по видам

      Как уже упоминалось ранее, при сегментировании керамической плитки по видам выделяют следующие виды:

      • Керамическая плитка для внутренней облицовки
      • Напольная керамическая плитка
      • Фасадная керамическая плитка

      Именно данная классификация используются Госкомстатом РФ.

      По усредненным данным (рис.5) видно, что более половины российского производства керамической плитки ориентировано на выпуск керамической плитки для внутренней облицовки. Производство керамической плитки для полов занимает около 40%. Производство фасадной керамической плитки составляет наименьшую долю, не более 3%, но, как уже отмечалось ранее, начинает наращивать объемы.

      Рисунок 10. Сегментация рынка керамической плитки по видам

      (Рисунок)

    3. Сегментация рынка по ценам

      По данным производителей, основной сегмент рынка керамической плитки занимает керамическая плитка для пола и стен, относящаяся к эконом-сегменту. Причина в том, что строительные организации, выполняя отделку помещений перед сдачей дома в эксплуатацию, отдают предпочтение недорогой плитке, помня о том, что будущие владельцы квартир иногда меняют плитку по своему вкусу. Доля керамогранита заметно ниже доли керамической плитки, что связано с более высокой стоимостью этого материала, однако объем его продаж постепенно увеличивается.

      Если речь заходит о высоких ценовых категориях, то здесь большую долю рынка продолжает занимать импортная плитка. Как правило, моду на плитку диктуют именно итальянские, испанские производители, хотя и российские компании стараются расширить свое присутствие в сегментах продукции элитного класса.

      Эконом-сегмент керамогранита включает продукцию отечественных производителей — российские заводы холдинга «Керама Марацци», «Эстима», «Пиастрелла», «Самарский стройфарфор»; керамогранит этого ценового сегмента выпускает также белорусский завод «Керамин». Также в этом сегмента представлены производители из Индонезии, Турции, Чехии, Польши, Словакии, Китая. Снижение ставок пошлины на 3% в первую очередь повлияет на структуру этого ценового сегмента, где увеличится доля зарубежных поставщиков.

  4. Анализ производства
    1. Объем и динамика производства

      Ниже представлена динамика и объем производства керамической плитки в РФ за последние 20 лет. 2017 год представлен прогнозно до конца года.

      Рисунок 11. Объем производства керамической плитки в РФ в период 2015-2017гг. % прироста по отношению к предыдущему году.

      (Рисунок)

      Таблица 12. Объем производства керамической плитки 2015-2017гг, прирост в % к предыдущему году

      (Таблица)

      Как видно из графика и таблицы объём производства керамической плитки пережил несколько серьезных спадов, один из которых произошел в 2014 году в момент общего финансового кризиса. И в целом сильно зависит от общеэкономического состояния. То есть основным ограничением по росту рынка выступает в первую очередь покупательная способность населения.