Анализ российского рынка мороженого

В данной главе приведён анализ рынка мороженого как вида деятельности, приносящего Обществу наибольшую выручку (46% по итогам 2007 года). В настоящее время в России действует около 300 производителей мороженого, из них 72 хладокомбината, около 140 предприятий молочной промышленности, свыше 80 вновь созданных коммерческих предприятий.

В 1 пол. 2017 г. в России было произведено 190,5 тыс. тонн мороженого, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Таким образом, при примерной стоимости мороженого у производителя 1 доллар за килограмм можно оценить рынок в 380 млн. долларов в год. По западным меркам это немного, но стоит учесть, что душевое потребление мороженого в России в три-четыре раза меньше, чем в Европе, и в пять-шесть раз меньше, чем в Америке. Потребление на душу населения в целом по России составляет 2,7 кг (норма потребления мороженого, рекомендованная Минздравом, составляет 5 кг на душу населения в год), в Москве и Санкт-Петербурге – 4-4,5 кг, а в Европе – 7-8 кг, США – 10-15 кг (по некоторым сведениям до 22 кг). Больше всех в Европе потребляют мороженого финны — 13,5 литров на душу населения в год. По оценкам специалистов, имеющиеся производственные мощности при полной загрузке способны обеспечить производство до 850 тыс. тонн мороженого в год. Очевидно, что при существующих объемах производства имеющиеся мощности не загружены даже наполовину.

Рынок мороженого нельзя назвать развивающимся. Менеджеры компании «Айс-Фили», одного из крупнейших московских производителей мороженого, считают рынок мороженого стагнирующим. Как уже отмечалось, результаты I полугодия 2008 года сложились с отставанием против соответствующих данных прошлого года на 6,8%. При этом наибольший спад в Дальневосточном федеральном округе, где производство составило 81,1% к соответствующему периоду прошлого года. Рост производства зафиксирован только в Центральном (0,2%) и Уральском (11,2%) округах.

В условиях явного перегрева рынка мороженого неизбежно нарастает накал конкурентной борьбы, которая идет по нескольким направлениям: между российскими и иностранными компаниями, между производителями дорогостоящего высокотехнологичного мороженого и дешевого, но менее качественного, между производителями различных регионов России. Российский рынок мороженого отличается очень высоким уровнем конкуренции — слияний и поглощений на нем происходило немного. Разобщённость производителей и острая ценовая конкуренция между ними имели последствия несомненно приятные для потребителей, но потенциально разрушительные для отрасли. Падение рентабельности производителей сокращало средства, доступные для технической модернизации и проведения мероприятий по стимулированию сбыта.

Активность слияний и поглощений на рынке мороженого невысока – по 1-2 сделки в год. Основные сделки последних лет перечислены ниже.

  1. Май 2008 г. Эстонская компания Premia Tallinna Kulmhoone объявила о покупке старейшего в России производителя мороженого – 100% акций ОАО «Хладокомбинат №1 (г. Санкт-Петербург). За счёт приобретения российского предприятия эстонский производитель мороженого сможет расширить свою географию.
  2. Март 2007 г. ОАО «Инмарко» (Омская обл.) приобрело 72% акций ОАО «Тульский хладокомбинат». Последние два года ОАО «Инмарко» испытывало неудобства в развитии на европейской части России из-за отсутствия собственной производственной площадки. До сих пор компания либо возила свою продукцию с собственных заводов в Сибири, либо размещала заказы на сторонних предприятиях. Приобретение Тульского хладокомбината позволит сибирскому холдингу увеличить долю на потенциально емком рынке сбыта. По мнению экспертов, это приведет к усилению конкуренции в регионе. Сейчас Тульский хладокомбинат занимает 2,5% российского рынка мороженого и замыкает десятку крупнейших производителей.