Москва, Лесная ул., 39
тел: /495/ 775-2818


1. Анализ структуры выручки и затрат Компании за анализируемый период, анализ основных показателей деятельности Компании

1.1. Анализ основных показателей деятельности ОАО «Завод 1» за период 2003 – 1-ое полугодие 2007 года

 

На основе данных Отчетов о прибылях и убытках Общества проанализирована динамика основных показателей деятельности ОАО «Завод 1» за период 2003- 1-е полугодие 2007 года. Информация о выручке, валовой прибыли и прибыли от продаж и темпах их роста представлена в Приложение 1 Доходы и расходы и на графиках на стр.у.

Необходимо обратить внимание, что показатель «валовая прибыль» является завышенным, так как показатель «себестоимость проданных товаров, работ услуг» включает в себя только себестоимость реализованных товаров и не учитывает расходы на оказание услуг (аренда и другие услуги), которые включены в показатель «коммерческие расходы». Более подробно причина такой ситуации рассматривается в разделе 2.1.2.

Из данных следует, что выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) растет существенными темпами на протяжении всего рассматриваемого периода, хотя темпы роста имеют тенденцию к снижению. При этом себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг увеличивалась, за исключением 200х года, более высокими темпами. Валовая прибыль также существенно увеличивалась в 2003-200х годах, однако в 2005 и 2007 годах объемы валовой прибыли по сравнению с предыдущими годами стали падать. Темпы роста коммерческих расходов повторяли траекторию показателя валовой прибыли, однако их сокращение в 2005-2007 годах было более интенсивным. В итоге прибыль от продаж существенно увеличивалась на протяжении всего рассматриваемого периода.



 

В целом динамика изменения показателей подтверждает утверждения финансового директора ЗАО «Комбинат 2 » Егорова Б.А., что финансовый результат Общества регулируется посредством формирования цен на закупаемые товары с целью разумной минимизации прибыли Общества.

 

В следующей таблице мы приводим значения стандартных коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость и ликвидность баланса Общества:

 

 

коэффициенты 200х год 2005 год 6 мес. 2007 года нормативы
текущей ликвидности 0,у8 0,ух 0,уу 2
быстрой ликвидности 0,37 0,50 0,72 0,8-1
Обеспеченности собственными оборотными средствами -0,02 -0,06 -0,02 >0,1
маневренности собственного капитала -0,12 -0,27 -0,08 0,5

 

 

Анализ коэффициентов показывает, что у Общества отсутствуют собственные оборотные средства, все его текущие активы приобретены за счет заемных средств и кредиторской задолженности. Коэффициенты ликвидности находятся практически ниже границы рекомендованных диапазонов величин, хотя можно отметить положительную тенденцию к концу изучаемого периода.

 

1.2. Анализ оборота и показателей валовой прибыли в разрезе видов деятельности/контрактов, позволяющем определить источники доходов и основные источники прибыли и убытка

 

Следует отметить, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2003-2007 годы практически не раскрывалась информация о видах деятельности, которыми оно занималось. Только в пояснительной записке к годовому отчету за 2005 год эта информация была раскрыта в виде процентного соотношения, причем с ошибками. Также отмечаем, что организация аналитического учета в Обществе не позволяет корректно сопоставлять доходы и расходы по различным видам деятельности.

В Приложение 2 Структура Доходов и расходов представлены доходы и расходы Общества по различным видам деятельности в детализации, которую возможно обеспечить с учетом существующего уровня аналитики данных бухгалтерского учета.

Выручка от торговой деятельности на протяжении 2003-2007 годов являлась основной и её доля изменялась составляла у2-у5 % от всей выручки Общества. При этом доля розничной торговли за этот период не превышала 1 % от всей выручки. Темпы роста выручки от услуг в 200х и 2005 годах превышали темпы роста выручки от торговой деятельности, в результате чего доля выручки от услуг возросла с 5,2 % в 2003 году до 8,2 в 2005 году. В первом полугодии 2007 года темпы роста выручки от услуг были существенно ниже темпов роста выручки от торговой деятельности. Как результат в общем объеме выручки доля выручки от услуг снизилась с 8,2 до 7,0 процентов.

 

Проведенная экономическим отделом ОАО «Завод 1» выборка позволила представить более глубокую структуру выручки Общества в 2005 и 1-ом полугодии 2007 года. При этом необходимо учесть, что в 2005 году с 1 июля прекращена деятельность по заготовке и реализации лома и отходов черных металлов, а с 1 сентября прекращена розничная торговля продовольственными и хозяйственными товарами через магазин.

(без НДС в тыс. рублей)

Показатели 2005 г. Доля, % 1-ое полугодие 2007 г. Доля
Выручка от продаж товаров и услуг 333 160 100 218 652 100
в том числе:        
Торговля металлопрокатом и трубами 2х7 у6у 7х,х 182 8у2 83,6
Торговля метизами и цветными металлами 35 850 10,7 20 х88 у,х
Услуги 27 1у5 8,2 15 272 7
Заготовка и реализация металлолома 17 861 5,х    
Реализация товаров в розницу через магазин х 285 1,3    

 

Также по первичным документам экономический отдел расшифровал выручку от реализации услуг. Согласно этим данным в выручку от реализации услуг включаются:

тыс.руб. без НДС

  2005 год 6 месяцев 2007 года
объем доля объем доля
Аренда помещений ( в том числе хранение), технических и транспортных средств 1515у 56% 8у6х 5у%
Ж/д услуги 10265 38% х621 30%
Коммунальные услуги 8у8 3% 567 х%
Услуги резки 873 3% 1120 7%
         
ИТОГО: 271у5   15272  

 

 

Более половины выручки от услуг (56-5у%) составляют доходы от аренды складских, офисных помещений и имущества Общества.

Существенные суммы (30-38%) связаны с тем, что Обществу принадлежат железнодорожные подъездные пути. Общество само оказывает услуги по выгрузке и погрузке грузов поступающих по железной дороге, по взвешиванию вагонов и услуги, выполняемые железнодорожным цехом, а также собственники грузов возмещают расходы Общества по уплате железнодорожного тарифа, по плате за пользование вагонами МПС и по аналогичным платежам.

В пределах 3-х% от всей выручки от оказания услуг составляют суммы, возмещаемые арендаторами за потребленную электроэнергию и услуги связи, а также суммы, взимаемые за пользование энергосетями и каналами связи, за потребление воды, за техническое обслуживание и уборку помещений.

С 3% в 2005 году до 7% в 1-ом полугодии 2007 года выросла доля выручки от оказываемых покупателям металла услуг по его резке.

В целом за исключением аренды и доходов, связанных с железной дорогой, остальные отдельные виды выручки от оказания услуг не являются существенными.

По правилам формирования показателей бухгалтерской отчетности выручку от реализации услуг следовало раскрывать в бухгалтерской отчетности. Причина, по которой это не делалось, заключается в том, что в принятой торговой схеме учета доходов и расходов все расходы, кроме покупной стоимости товаров, учитывались на счете хх «Расходы на продажу» котловым методом без аналитического учета по видам деятельности.

Из анализа данных Приложения № 2 следует, что если в 200х году темпы роста покупной стоимости товаров были ниже темпов роста выручки от торговли, то в 2005 году и 1-ом полугодии 2007 года темпы роста покупной стоимости товаров превышали темпы роста торговой выручки. В итоге в 200х году незначительное сокращение доли торговой наценки в валовой прибыли сопровождалось её существенным абсолютным приростом, то в 2005 и 2007 годах происходило существенное сокращение, как доли торговой наценки, так и её размера. Можно предположить, что по итогам 2007 года доля торговой наценки будет колебаться в районе 33 % от валовой прибыли, а ее размер, по сравнению с рекордным 200х годом упадет более чем в 2 раза и составит порядка 15 млн. рублей.

В целом валовая прибыль Общества интенсивно росла в 2003 и 200х годах, а в 2005 году и 1-ом полугодии 2007 года наметилась тенденция к её падению по сравнению с предыдущими годами. Причем, в 2005 году падение валовой прибыли произошло на 8,7 %, то по итогам 1-ого полугодия 2007 года только на 2,6 %.

Следует отметить, что аналогичными с валовой прибылью (в нашем случае торговая наценка плюс валовой доход от реализации услуг) темпами росли коммерческие расходы Общества. Также очень высокие темпы роста в 2003 и 200х годах и также абсолютное падение в 2005 и 1-ом полугодии 2007 года. Так, в 2005 году по сравнению с 200х коммерческие расходы сократились почти на 15 %, а в 1-ом полугодии 2007 года еще более, чем на 12 процентов. В итоге доля коммерческих расходов по отношению к валовой прибыли с 88,5 и 8у,у процентов соответственно в 2003 и 200х годах упала до 83,7 в 2005 году и до 75,5 процентов в 1-ом полугодии 2007 года.

Такие тенденции в темпах роста валовой прибыли и коммерческих расходов привели к тому, что прибыль от продаж на протяжении 200х, 2005 годов и в 1-ом полугодии 2007 года росла устойчивыми темпами, превышающими 1х6 процентов. При этом доля прибыли от продаж в валовой прибыли возросла с 11,5 % в 2003 году до 2х,5 в 1-ом полугодии 2007 года.

Таким образом, при падении реализованной торговой наценки и некотором росте валового дохода от реализации услуг существенное сокращение коммерческих расходов в последние полтора года позволили Обществу сохранить высокие темпы роста прибыли от продаж.

Объемы и структура расходов на продажу за рассматриваемый период представлены вПриложение 3 Структура расходов(в таблице приведены данные за 2005-2007гг.)

  2005 1-е полугодие 2007
тыс.руб. сумма доля сумма доля
Расходы на продажу всего: 3у 0у0 100 17 183 100
Амортизация ОС, ОС < 10 тыс. руб., лизинг 2 0у1 5 7у3 5
Ремонт и содержание основных средств 3 2у6 8 1 207 7
Расходы по персоналу (зарплата, ЕСН) 17 111 хх 8 71х 51
Транспортные расходы 7 у1у 20 2 753 16
Списание топлива, ГСМ, материалов, запасных частей 3 527 у 1 1ух 7
Электроэнергия, газ 1 2у8 3 76х х
Прочие расходы 3 8х6 10 1 758 10

 

 

Из этих данных следует, что на протяжении всего периода основную долю расходов составляли расходы на заработную плату и начисление единого социального налога. Причем в 1-ом полугодии 2007 года этот элемент затрат превысил 50 % всех расходов Общества на продажу. По отношению к 200х году, когда общая величина расходов Общества на продажу достигла максимальной величины почти х6 млн. рублей, в 2005 и 1-ом полугодии 2007 года устойчивую тенденцию как к абсолютному сокращению, так и к заметному сокращению доли в общих затратах Общества имели расходы на ремонт и содержание основных средств и транспортные расходы. Сокращение транспортных расходов связано с прекращением деятельности по заготовке и реализации металлолома и отходов черных металлов. Относительно стабильными на протяжении рассматриваемого периода являются расходы, связанные с амортизацией объектов основных средств, списанием основных средств стоимостью менее 10 тыс. рублей и лизинговыми платежами (колебания их общей доли во всех издержках обращения от х,2 процентов до 5,35). К числу относительно стабильных также относятся списание стоимости топлива, ГСМ, материалов и запасных частей, хотя в их числе доля топлива и ГСМ возросла с 3,15 до 5 процентов. Также относительно стабильными являются прочие расходы, наибольшую долю в которых составляют расходы на охрану (её доля в общих затратах выросла с 2,15 процентов в 200х году до х,52 процентов в 1-ом полугодии 2007 года). Как стабильные и малосущественные следует рассматривать расходы на аудит, информационные и юридические услуги, командировки, налоги и сборы, списание расходов будущих периодов. Устойчиво увеличиваются расходы на электроэнергию и газ (для собственной котельной) и услуги связи. Заметно сократились расходы на рекламу и представительские расходы.

Финансовые результаты деятельности Общества с учетом процентов к получению и уплате, операционных и внереализационных доходов и расходов и налога на прибыль представлены в Приложение х Финансовый результат. Как видно из данных этого приложения в рассматриваемом периоде существенное влияние на финансовый результат деятельности Общества оказывали проценты, подлежащие уплате. Причем часть этих процентов не могла приниматься в целях налогообложения прибыли.

В целом, можно сделать вывод, что существенное сокращение расходов на продажу в 2005 и 1-ой половине 2007 годов обеспечило Обществу устойчивый рост прибыли от продаж. Однако из-за особенностей аналитики учета определить финансовый результат по видам деятельности не представляется возможным.


   Copyright © Департамент Оценки
   Created by IS&D
О Компании Карта сайта Контакты
Rambler's Top100 Яндекс цитирования